Этика и деонтология пациента

Этика (наука о морали) и деонтология (профессиональная этика)   дают  общие направления морали и нравственности  человеку, являющемуся  настоящим или потенциальным пациентом  медицинских учреждений. Очень много говорится о высоком призвании врача, о клятве на верность выбранной профессии, о долге  и обязанностях. Однако,  большое количество конфликтов,  нареканий, жалоб  порождено однобоким  изложением сути  взаимоотношений врача и больного. «Медицинская этика», делая акцент  на долг и обязанности врача,  совсем упускает из виду обязанности пациента. Контакт «врач-пациент» является межличностным и его результат  зависит   от двух сторон, причем, в равной степени. Общепринятая норма «пациент всегда прав»  никогда не способствовала  взаимопониманию врача и пациента. И если пациент сразу занимает позицию «врач должен», «он давал клятву Гиппократа», то вряд ли у него  с врачом получится душевный разговор, а у врача появится  душевное сострадание к пациенту и искреннее желание ему помочь.

Ниже кратко  излагаются заповеди для пациента, которыми следует руководствоваться и обязательно придерживаться, если он хочет  быстро найти взаимопонимание с врачом в медицинской организации, получить эффективное  и полноценное лечение .

Доверие к врачу. Следует  подумать,  обращаться ли к врачу, который  вам несимпатичен как человек, если вы не испытываете к нему доверия как к специалисту. Наряду с этим следует помнить, что, как правило, пациент  не может объективно оценить  профессиональный уровень врача. Пациент дает оценку врачу  чисто внешнюю, и она никак не зависти от уровня профессионализма врача. Пациент должен безоглядно верить врачу и это аксиома, которой стоит следовать.

Заболел, с чего начать? В  последние годы отмечается следующая тенденция: больной, вместо поиска  квалифицированного специалиста, который составит план обследования, оценит  результаты, выставит диагноз и назначит лечение, ищет сложное  диагностическое обследование, причем по принципу: чем сложнее, недоступнее и дороже -  тем лучше. И тут же попадает в ситуацию: оценить результаты этого обследования сам не может, а разъяснения дать некому. Главное,  что следует искать больному  в плане помощи – это мудрого, грамотного, заинтересованного специалиста.  Все известные методы исследования носят вспомогательный характер, главным  же  был и остается - клинический. Он включает в себя  анализ жалоб пациента,  изучение истории жизни и заболевания, опрос, осмотр, пальпацию (ощупывание), перкуссию (простукивание), аускультацию (выслушивание). От качества его проведения  и зависит правильность поставленного диагноза. Назначать самому себе исследования – большая глупость пациентов, которая стоит им больших усилий, а главное,  необоснованных сомнений и опасений за свое здоровье.

Особенности поведения больного. Наиболее тяжело приходится больным,  которые не верят никому, высказывая  недовольство  всем и всеми, угрозы, желание перебраться в стационар  более высокого уровня. В итоге, силы, предназначенные для борьбы с болезнью, тратятся на указанные эмоции. Страдания  таких больных безмерны.

Обвинение врача в неэффективности лечения и вреде здоровью. Очень многие больные, в случаях неудач в лечении, идут по этому пути, совершенно забывая  о третьем участнике процесса лечения – самой болезни. При глубоком анализе отмечено, что  95% неудач  обеспечивается скрытым  или неблагоприятным течением болезни. Не спешите винить врача! Истинным виновником болезни, как правило, является сам пациент, который редко заботится о собственном  здоровье и не занимается профилактикой.

Сомнения в компетентности врача.  Врачи очень болезненно  переживают все проявления  неуважения и недоверия  к ним.  Решение о перемене специалиста  или лечебного учреждения лучше мотивировать  не элементами недоверия, а своими семейно-бытовыми обстоятельствами, ссылками на рекомендации специалистов  более высокого уровня и другими обстоятельствами,  не позволяющими врачу считать, что ему не доверяют.

Помните: любая операция – серьезная операция со всеми возможными последствиями, вплоть до смертельных. Такой подзаголовок вынесен  для ответа на часто задаваемый вопрос о тяжести (опасности) предстоящей операции. Однозначного ответа на такой вопрос никогда нельзя дать, а следовательно, задавать  такой вопрос бессмысленно.  Понятия «тяжесть» и «опасность» чисто субъективные и единиц измерения для них еще не придумано. Не существует «мелких», «малых», «легких» операций, есть операцияс огромным диапазоном последствий: от полного выздоровления до инвалидности  и даже смерти. Только в таком аспекте  и следует принимать решение  об операции, которое является исключительным правом пациента.

Таким образом,  можно констатировать, что существует проблема  межличностных отношений пациента и врача. Если ею пренебрегать, то настоящего контакта  у больного и врача не получится или этот контакт будет значительно затруднен, что не даст полноценного конечного результата.